earlyhawk: (БК)
[personal profile] earlyhawk


19 сентября 1991, в отдаленных горах на границе Австрии и Италии, путешественники наткнулись на труп человека, умершего 5,300 лет назад! Названный "Otzi", этот отлично сохранившийся замороженный человек (iceman) - самый старый человек, из когда-либо найденных. Но
кем он был и как он умер?

После почти десятилетнего, тщательного изучения учёные могли установить причину смерти Отзи, пока случайно не рассмотрели более подробно с помощью рентгеновских лучей тёмное пятно на трупе. К всеобщему удивлению пятно, оказалось, обломком стрелы, все еще находящейся в левом плече Отзи. Исследователи теперь знают, что Iceman был убит убийцей с помощью стрелы, выпущенной из лука.



Исследователи установили, что мертвецу было около 40 лет, он имел многочисленные татуировки. Он обладал соответственно теплой одеждой для окружающей среды, где он умер, и действительно, он, возможно, умер после сильного ранения.

Этот человек жил 5,300 лет назад. Его тело представляет собой самую старую, хорошо сохранившуюся, естественную мумию, когда-либо найденную. Она была настолько хорошо заморожена, что исследователи могут определить, как он жил, откуда он прибыл, что беспокоило его, что он ел последний раз, и что, в конечном счете, должно быть убило его.

Отзи жил и умер до летописной истории человечества, но история, написанная в его одежде, инструментах, коже, волосах - и даже внутренностях его безукоризненно сохраненного тела - помогла реконструировать облик наших предков Каменного века.

Татуировки
Ученые были удивлены, найдя 59 рисунков на коже Отзи, которые являются настоящими татуировками. Они были удивлены ещё больше определив, что татуировки на его спине и ногах приблизительно обозначают типичные точки иглоукалывания для снятия боли в ногах. Просвечивание рентгеновскими лучами показали наличие остеоартроза (osteoarthrosis), которым страдал Отзи и который он мог лечить иглоукалыванием.

Но есть проблема с этой теорией: иглоукалывание, как полагают, изобретено в Китае приблизительно 2,000 - 3,000 лет назад. Но из-за Отзи, некоторые ученые теперь думают, что иглоукалывание (или по крайней мере медицинская разновидность иглоукалывания) было известно 5,300 лет назад, т.е. задолго до Китая.

Наиболее всего вероятно, что иглоукалывание или кое-что вроде этого возникло одновременно в различных культурах, свидетельствуя о том, что доисторические народы могли иметь глубокие, возможно интуитивные, знания о строении тела.




Медный Топор

Одно из наиболее ошеломляющих открытий это, принадлежавший Отзи, медный топор. Почему? Дело в том, что ученые долго считали, что люди в Италии выплавляли и формировали медь с таким качеством только около 4,000 лет назад, т.е. более чем 500 лет спустя после того, как жил Отзи.

Дополнительный анализ волос Отзи определённо указывает, что он непосредственно имел дело с обработкой меди. Верно, эта мумия вынуждает археологов повторно пересмотреть то, что называется Медным веком.

Рукоятка топора Отзи была длиной 2 фута и сделана из древесины тиса. Лезвие было менее 4 дюйма длиной, его край, слегка изогнутый с характерными маленькими вкраплениями. Поверхность лезвия была обработана. Это означает, что некоторое количество металла расплавляли в толстостенном керамическом сосуде, доводя температуру с помощью мехов по крайней мере до 1,100 градусов Цельсия, затем выливали в земляную форму.

Анализ поверхности обуха топора даёт следующую структуру металла: на 99.7 % - медь, 0.22 % - мышьяк и 0.09 - серебро. Следы мышьяка и серебра свидетельствуют о том, что лезвие было вероятно произведено из меди местного месторождения.

Одежда
Ученые были удивлены не только теплотой одежды Отзи, но также и качеством её конструкции.
Iceman был найден обнаженным, но он имел на себе три слоя точно сшитой одежды: кожа и мех из домашних и диких животных составляли большую часть его гардероба. Верхней одеждой служил плащ, сотканный из стеблей травы.

Плащ (изображение ниже) был открыт впереди и мог иметь разрезы для рук. Он был сплетён из длинных травяных стеблей и предохранял от намокания нижнюю, меховую одежду Плащ, возможно также использовался как подстилка для сидения на земле или как одеяло. Начиная от щиколоток, ноги Отзи были обтянуты мягкой шкурой, которая свободно обворачивалась вокруг его бедер и прикреплялась к поясу (изображение ниже).
Это - первые, хорошо сохранившееся, экземпляры одежды неолита (Neolithic) для изучения.

На голове iceman носил высокую шапку, сделанную под размер из частей меха медведя. Она была снабжена кожаными полосками, которые завязывались у подбородка.

Плетеный плащ травы был открыт впереди и мог иметь разрезы для рук.

Кинжал


Как показали исследования места обнаружения Отзи, он был не только квалифицированный мастер, но и очень много знал о подходящем материале для определённой работы. Он нес небольшой кремниевый кинжал с рукояткой, изготовленной из обожжённой древесины. Подобная технология все еще используется сегодня ремесленниками, чтобы делать прочные рукоятки для орудий труда.

Кинжал имел симметричное лезвие, Отзи носил его прикреплённым к талии в плетёных ножнах, где он и был найден.

Кинжал использовался, скорее всего, как многоцелевой инструмент, но чаще всего для съёма шкур животных и нарезания их на полосы.

Стрелы


В меховом колчане Отзи, где он хранил длинные деревянные стрелы, были обнаружены 12 заготовок без наконечников и две готовые стрелы, которые были повреждены.

Лук и стрелы являлись и остаются темой многочисленных предположений среди экспертов, которые их изучали. Факт, что он нес главным образом сломанные стрелы и лук под одеждой (но какой-либо годный к испльзованию лук рядом с ним не был обнаружен) вел к теориям, согласно которым Отзи внезапно встретился с сильным столкновением - или с другими людьми или диким животным и возможно бежал высоко в горы при отступлении.

Они предполагают, что он нашел подходящую часть древесины от вечнозеленого ствола тиса и обрабатывал его ночью на стоянке. Возможно, он даже работал над этим в ночь перед смертью.

Его лук был больше чем 6 футов длиной. Древесина тиса, над которой он работал, была идеальна для создания лука; она не жестка и упруга, почти никогда не ломается и не имеет никакой смолы. Его колчан содержал две стрелы, готовые для стрельбы (с наконечниками из кремня), 12 частично законченных заготовок стрел, связанных верёвкой, четыре связанные (через отверстия в них) кусочка оленьего рога и два связанных сухожилия животных. Фрагменты рога могли использоваться, чтобы вырезать из них, по крайней мере, восемь одинаковых наконечников, хотя готовые наконечники стрел были вырезаны из кремня, который вероятно являлся более предпочтительным материалом.

Тело Айсмана
19 сентября 1991, Отзи (так назвали его учёные) был найден на высоте приблизительно 10,500 футов в Центральных Альпах на границе между Австрией и Италией. Его тело было так хорошо сохранено, что путешественники, которые нашли его и первые исследователи решили, что он погиб относительно недавно.

Поэтому археологами немедленно не сообщили, и Отзи оставался замороженным на горе в течение еще четырех дней, частично высвобожденный из ледника. Задержка позволила любопытным зрителям произвести самовольные раскопки. А один сотрудник Альпийской Спасательной службы неосторожно повредил левое бедро и ягодицу пневматическим молотком, пробуя отделить труп от земли.

Когда тело Отзи освободили из его ледяной могилы, стало очевидно, что он не был современным европейцем. Ростом приблизительно 5 футов 4 дюйма, он был укутан в три слоя меха и одежды из травы, был обут в хорошо подогнанные ботинки, имел пояс, чтобы драпировать его набедренную повязку и удерживать его обтягивающие штаны, жакет, плащ с капюшоном и шляпу из шкуры медведя.

Сегодня Отзи постоянно находится в хранилище холодного хранения в Археологическом Музее Bolzano* в Италии. Температура хранилища остается постоянной -6 град. C, с относительной влажностью от 96 - 98 %. Для исследовательских целей тело извлекается из хранилища и помещается в слой тонкой плёнки на время не более чем 11 минут.

Плащ Отзи



Штаны из меха





Перевод: Потапов Юрий

Сайт: infomarker.ru

Date: 7 Sep 2009 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] teafi.livejournal.com
Занятно!

Date: 7 Sep 2009 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] barbastello.livejournal.com
Перевод доставил, мерси. :)

Date: 7 Sep 2009 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] chinz.livejournal.com
Ты дочитала? :)))Я скопытилась еще на "Iceman был найден обнаженным, но он имел на себе три слоя точно сшитой одежды:"

Date: 7 Sep 2009 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] barbastello.livejournal.com
Ну как сказать "дочитала"... Досмеялась по диагонали. :)

Date: 7 Sep 2009 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] redrik-shukhart.livejournal.com
Было интересно это прочитать и особенно посмотреть фотографии. Никогда раньше не видел, как выглядит этот найденный "Otzi"..

Date: 7 Sep 2009 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] acantharia.livejournal.com
в те времена уже бывали пропавшие без вести

Date: 7 Sep 2009 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] alkamenvzhezhe.livejournal.com
хм. познавательно

Date: 7 Sep 2009 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] snayper-sk.livejournal.com
Дочитала, занятная статья, спс

Date: 7 Sep 2009 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandra-1st.livejournal.com
А почему они уверены, что именно столько ему лет, так я и не поняла.
Все остальное не сходится, так может они в возрасте ошиблись? И все намного проще, чем им кажется ;)

Date: 7 Sep 2009 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] earlyhawk.livejournal.com
Радио-углеродный анализ, полагаю..

Date: 7 Sep 2009 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandra-1st.livejournal.com
и какова его точность? Он же должен на чем-то основываться, а раз нет ничего, чему точно 5.300 лет, он сам может быть точен?
Хотя, я в этом ничего не понимаю(

Date: 7 Sep 2009 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] earlyhawk.livejournal.com
Его точность прогрессивно падает с увеличением времени от события до проведения анализа.

Суть метода: в атмосфере постоянно образуется радиоактивный изотоп углерода, углерод-14. Фиксированные количества его поступают в природу, а потом со строго определенной скоростью разлагаются.

Определяя количество оставшегося в образцах изотопа, можно судить, как давно он выпал из "оборота".

Date: 7 Sep 2009 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandra-1st.livejournal.com
и совершенно точно ясно, что ничего не может влиять на его выпадение в атмосферу? То есть ничего не могло произойти 4 тысячи лет назад из-за чего его выпало больше и теперь кажется, что человек этот жил раньше? Или могло что-то повлиять на его разложение?
Наверно, я совсем глупости говорю

Date: 7 Sep 2009 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] earlyhawk.livejournal.com
Да, совершенно точно известно, что жалкие по меркам астрономии 4000 лет ничего не изменили в этом и куче иных атомных процессов, происходящих в атмосфере)
Edited Date: 7 Sep 2009 12:38 pm (UTC)

Date: 7 Sep 2009 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandra-1st.livejournal.com
спасибо, друг, теперь понятно.

Date: 7 Sep 2009 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] chinz.livejournal.com
Есть еще фишка с загрязнениями -- я когда в институте археологии работала, у нас целая партия на выброс пошла, данные вообще были безумные, их не могло таких быть никак. Потом вроде выяснили, что то ли бензовоз там перевернулся, то ли что-то в этом духе. Но к данному опусу отношения не имеет вроде.

Date: 7 Sep 2009 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandra-1st.livejournal.com
вот и мне кажется, что все не так просто, за 3500 лет сколько бензовозов могло перевернуться - страшно подумать!

Мы когда мелкие были над археологами издевались, они у нас рядом с деревней копали и даже что-то находили. Так мы ночью к ним пробирались на раскопки и закапывали всякую ерунду старую. Чуть глубже, чем они уже докапались.

Date: 7 Sep 2009 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandra-1st.livejournal.com
а уж за 5.300...

Date: 7 Sep 2009 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] dyatlofob.livejournal.com
может, может
при исследовании раковин живых улиток радиоуглеродный метод показал, что им 300 лет.

А ещё была анекдотичная история о том, как человек для лабораторных нужд травку пособирал, а Р/У метод показал, что травка - современница динозавров.
Дело было в том, что в травку автомобильные выхлопы поступали (травка у дороги росла). Выхлопы - результат сгорания нефти, а нефть - продукт разложение доисторической древесины.

Date: 7 Sep 2009 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandra-1st.livejournal.com
ну вот травка не может, а человек значит может? То есть когда очевидно, что что-то не то - ищут другое объяснение, а если вроде как сойдет, то и ладно?

Date: 7 Sep 2009 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] earlyhawk.livejournal.com
Когда есть риск занесения "внешнего" углерода - да, есть. Тут же образец был изолирован.

Интересно уточнить - обратитесь к тем, кто диссеры защитил по теме.

То же пожелание относится и к другим комментаторам)

Date: 7 Sep 2009 10:28 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandra-1st.livejournal.com
Прошу прощения, как-то я увлеклась и забыла, что не все любят, когда флудят в их журналах. Это был последний комментарий, обещаю!

Date: 7 Sep 2009 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] sulde.livejournal.com
Нет, уровень С14 менялся. Поэтому после анализа на С14 вводят поправку по дендрохронологической шкале (определенной по годовым кольцам ископаемых деревьев).
А в целом метод работал и работает, да.

Date: 7 Sep 2009 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandra-1st.livejournal.com
а возраст ископаемых деревьев как выявили? То есть все одно от другого зависит.

Date: 7 Sep 2009 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] sulde.livejournal.com
О, это долгая история. Обычно берут деревянную, точно продатированную постройку и анализируют кольца. Затем сопоставляют с другими находками и выстраивают глобальную шкалу. Для Европы и Азии, естественно, нужны разные шкалы.
А вообще, вопрос весьма технический, могу запутаться :) Лучше погуглить про "радиоуглеродный анализ" и "дендрохронологию"... Википедию можно.

Date: 7 Sep 2009 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandra-1st.livejournal.com
погуглить это понятно, но там также будет написано - выявляет возраст и все. Как здесь сказано, что человеку 5300. Вот бы к кому-нибудь поприставать кто этим занимается.
Спасибо за ваши ответы.

Date: 7 Sep 2009 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] archaeo-pteryx.livejournal.com
Для органики, радиокарбон вполне, но у человека с собой был металл :), а здесь уже можно попытаться применить радиотермолюминисцентный (РТЛ), и потом провести корелляцию. Была-бы керамика, то можно было бы добавить ещё два метода (магнитно-кремниевый и геомагнитный), корелляция дала бы ещё более точный результат. Ну... и калий-аргон наконец, хотя 4-е тыс до н.э. для этого метода будет слишком поздно.

Date: 7 Sep 2009 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] cnegnay.livejournal.com
хмм, а я думала что самым древнейшим был человечек с Укокской долины.

Date: 8 Sep 2009 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] haraharah.livejournal.com
Нет, они помоложе чуток.

Date: 7 Sep 2009 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] ganzalez.livejournal.com
Это похоже что Эцти Симелаунский:)))))

Date: 8 Sep 2009 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] haraharah.livejournal.com
Юрия Потапова на мыло :)

January 2021

M T W T F S S
    123
45678910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Page generated 28 Jul 2025 04:44 am
Powered by Dreamwidth Studios

Expand Cut Tags

No cut tags